А. С. Даргомыжский «Русалка»

Оперный мистический триллер, бытовой и социальный, но отнюдь не тривиальный.

Театры 18+

А. С. Даргомыжский «Русалка».

Опера в 4-х действиях, исполняется на русском языке. Продолжительность 2 часа 15 минут, спектакль идет с одним антрактом.

В рамках программы Международной оперно-симфонической лаборатории «New Opera World 2022», Лауреата номинации «Событие» IV Национальной Оперной Премии «ОНЕГИН».

Либретто А. С. Даргомыжского по неоконченной одноименной драме А. С. Пушкина.

Мировая премьера состоялась 4 мая 1856 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург).

Исполнители:

Дирижёр-постановщик - Иван Никифорчин

Ассистент дирижёра - Валерия Пывина

Режиссёр-постановщик - Илья Качалин

Ассистент режиссёра - Александра Антонова

Худ. руководитель - Андрей Цветков-Толбин

Главный хормейстер - Эльмира Дадашева

Солисты и оркестр - участники Международной летней оперно-симфонической

Лаборатории «New Opera World 2022»

Хор - вокальный ансамбль «Arielle», сводный хор

Организаторы:

Ген. директор - Анна Селиванова

Управляющий партнёр - Екатерина Карпова

Кастинг инструменталистов - Валерия Бурякова

Кастинг пианистов - Дарья Юц

Артистический директор - Елизавета Улитенко

Об опере:

«Ты не любишь меня, милый голубь, не со мной ты воркуешь, с другою.

Ах, пойду я к реке под горою, кинусь с берега в черную прорубь.

Не отыщет никто мои кости, я русалкой вернуся весною.

…Запою я тебе втихомолку, заманю я тебя, заколдую!»

А. С. Даргомыжский: «Я не намерен снизводить …музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». 

«Русалка» — удивительное творение… 3-я русская классическая опера и 1-ая русская опера в жанре лирико-психологической бытовой драмы, по глубине сравнимая с высокой шекспировской трагедией и со сценической судьбой не менее сложной, чем творческий путь её создателя.

А. Даргомыжский, «великий учитель правды», — основоположник реализма в русской музыке и одна из ключевых фигур в становлении национальной композиторской школы. Его необычное дарование не было оценено по достоинству современниками, а исключительное новаторство снисходительно считалось «оплошностями». Но именно он оказал влияние на нескольких следующих поколений русских композиторов, включая «Могучую кучку» и П. И. Чайковского…

Этот маленького роста, худой, с мелкими чертами лица человек, которого острословы того времени окрестили «заспанным котенком», с непривычно высоким для мужчины голосом, был обладателем редкого по доброте и чувствительности настоящего русского сердца. 

Он одним из первых освободил своих крестьян и оставил им землю без всякой платы. Чудесный певец, слушая однажды которого прослезился даже Л.Н. Толстой, он безвозмездно преподавал певцам-любителям, одаривал 20-ю копейками за удачную остроту или ловкую фразу…

Всю жизнь его привлекали «униженные и оскорбленные», образы которых Даргомыжский увековечил в своих произведениях. Он стремился воссоздать в музыке разнообразные характеры простых людей, согревая их своим сочувствием и состраданием.

Над своей «Русалкой» он трудился с перерывами почти 15 лет, сам написал либретто, о чем упомянул в одном из писем: «Сам плету стихи…». В этом творении всё было новым: впервые в оперном искусстве была поднята тема социального неравенства, впервые в центре сюжета — простая человеческая драма, а действующие лица — обыкновенные люди из народа. Впервые так точно переданы интонации живой человеческой речи, и звук так неразрывно связался со словом. Впервые мы наблюдаем в опере такой тонкий психологизм, по силе и правде сравнимый с прозой Достоевского.

Главная героиня Наташа – первый трагический женский образ в русской опере. С сильным, решительным и бунтарским характером, альтернативным женской кротости и терпению. С сердцем полным любовной страсти, порождающей жажду мести. Отец Наташи, Мельник, стал первым русским оперным безумцем… (Позднее эта роль станет одной из любимых в репертуаре великого Ф. И. Шаляпина, и однажды на репетициях произойдёт забавный конфликт, в качестве разрешения которого Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» подарит искусству Шаляпина-режиссера).

…Продвинутые критики встретили оперу с восторгом: знаменитый А. Н. Серов напечатал целых 10 (!) больших статей, посвященных «Русалке». Но дирекция отнеслась к постановке отнюдь не дружественно, а публика, привыкшая к итальянским вокализам и изысканным ариям, утверждала, что «в опере нет ни одного мотива». Страдания девушки из народа и живые народно-бытовые сценки не тронули зрителей. В итоге «Русалка» была быстро снята со сцены, а угнетенный неудачей композитор на долгое время замкнулся в себе…

И хотя «Русалка» вернулась на сцену через 10 лет с грандиозным триумфом, все, по сути знаковые произведения русского гения ждала похожая судьба… 1-ая опера 8 лет ждала постановки, и «эти-то 8 лет напрасного ожидания», — писал Даргомыжский, — «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность». На другую пришлось собирать деньги всем Петербургом, а ещё одна, не получив одобрения, пролежала в нотах почти 20 лет!

Даже сегодня шедевральные оперы композитора не часто услышишь в России, и ещё реже в мире — ежегодно они исполняются всего-то около 30 раз.

Но прекрасная, по-настоящему правдивая музыка Даргомыжского и история, рассказанная в «Русалке», необычайно актуальны для современного зрителя! Ведь так часто самые близкие нам люди оказываются полны лукавства, фальши и лицемерия! Не перевелись и корыстолюбивые отцы, ради собственной выгоды подталкивающие в губительные объятия богатых мужчин своих искренних и чистых помыслами дочерей…

Краткое содержание:

В оригинальной режиссёрской трактовке «Русалка» — социально-бытовой мистический триллер… Щемящий и эмоциональный, буквально «на разрыв аорты»!

В центре всего повествования — драма «маленького» человека, который становится жертвой жестоких обстоятельств, формировавшихся на протяжении столетий, ещё до его появления на свет. Суровые патриархальные установки и сомнительные воспитательные приёмы отца Наташи не оставляют девушке ни права выбора, ни даже отдалённого шанса на личное счастье. Кажется, судьба её предрешена…

Но можем ли мы винить в этом отца? Оставшись после смерти матери Наташи безутешным вдовцом, угнетаемый одиночеством, он буквально вживляет в девушку свою, кажущуюся ему единственно правильной, идею об идеальном укладе жизни, которая, однако, оказывается крайне губительной для его чувствительной и невинной дочери.

Запутавшись в паутине столь непростых семейных отношений Наташи и своего собственного социального положения, Князь, её возлюбленный, также становится жертвой. Его падение влечет за собой гибель, казалось бы, абсолютно не причастной ко всему фигуры — Княгини. Ведь брошенная Князем, она остается наедине с собственным эхом разрушенного храма их былой любви.

Разительным контрастом к разворачивающимся прямо перед нами личным драмам, открывается фантастический мир русалок, беззаботно воспевающих свободу и красоту подводного царства. Подчиняясь мудрым божественным законам, они не пытаются изменить внешний мир, наслаждаясь своей чудесной жизнью, и лишь изредка показываются на его поверхности, приоткрывая мистическую завесу между двумя мирами. Эта идеальная реальность, полная свободы, так манит своей райской гармонией! В него хочется попасть, хочется коснуться и стать его неотъемлемой частью! Однако, мы обнаруживаем, что путь к ней открывается немногим и выстлан болью и страданием земного бытия.

Трагедия несчастной любви, муки одиночества разбитого сердца, неузнаваемо преображаются, наполняясь новым смыслом в красочном мире подводного царства. Мирские скорби здесь растворяются в пьянящих душу песнопениях неземных красавиц и красавцев, в исполнении молодых и талантливых артистов Лаборатории.

Поделиться:

661 день назад
31 июля 2022, начало в 19:00

Москва
Московский детский музыкально-драматический театр п/р Г. Чихачёва, Большая сцена, ул. 1-я Новокузьминская, д. 1; ст. метро: Окская, Рязанский проспект
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов